Последние дни пути: хроники автопробега (окончание)

27/08/2017

Мы, конечно, понимаем, что читателям было бы интересно получать описания нашего путешествия в срок, без опоздания на несколько дней. Однако некоторые обстоятельства не позволили сделать именно так. Но все же мы хотим закончить начатое, и просим учесть, что теперь к путевым заметкам примешивается некоторая доля тоскливости: мы уже скучаем по пережитым дням. И даже по гречке...

Понедельник, 7 августа

И снова - после достаточно продолжительного для автопробега пребывания на одном месте - у нас транзитный день. Сегодня наш караван должен добраться до Калужской области, нас ждут в поселке Гремячево. Путь долгий, усталось успела накопиться и дает о себе знать: каждый старается улучить минутку (или несколько) для сна, кое-кто не устоял перед вирусной атакой, но все чаще возникают разговоры о планах на будущее.

Дело в том, что батюшка весьма четко обозначил в качестве одной из целей нашей поездки: необходимо определить, готова ли наша команда к испытанию еще более серьезному - к путешествию на Байкал. Разумеется, что именно благословит Господь делать каждому из нас через год, мы никак не можем предположить, но помним наставления отца Сергия о том, что если учесть вектор движения человеческого развития от вчера к сегодня, то можно определить будущее в его общих чертах. И вот, покидая озеро Селигер, мы уже просчитываем путь до Байкала...

К вечеру мы прибыли в Свято-Успенский женский монастырь, что в селе Гремячево.

Эта обитель совсем лишена помпезной парадности, ее старинные храмы ремонтируются силами сестер - насельниц монастыря и местной администрации. А необходимость реконструктивных мероприятий обусловлена долгой и непростой историей монастыря.

Основанный не позднее XVI века, Гремячев монастырь был мужским. И его расположение - на высоком берегу Оки - давало ему возможность исполнять роль дозорного укрепленного пункта. Татарские набеги сменились польско-литовскими, окрестности обители разорялись - эти тяжелые времена описаны в грамоте с "челобитьем" царю Михаилу Федоровичу, подписанной тогдашним игуменом монастыря Евфимием.

Внимание к Гремячему выказал и Алексей Михайлович (Тишайший), когда отправляясь в Киев на богомолье, остановился по дороге на отдых имено здесь. Царь был буквально очарован красотой этого места, и мы - спустя почти пять веков -  абсолютно солидарны с государем в оценке местных красот.

Память о пребывании Алексея Михайловича сохранена еще в одном топониме: горка на территории монастыря (теперь она называется "Беседой") стала местом, где царю явилась сама Пресвятая Богородица и долго беседовала с ним.

Главный храм монастыря - пятикупольный белокаменный Успенский собор. Он построен в конце XVII века. Второй - во имя св. Георгия Победоносца - несколько позже. В начале XIX века архитектурный ансамбль обители был дополнен колокольней.

При Екатерине II монастырь упразднили в ходе секуляризационной реформы, храмы стали приходскими, а земля вокруг них некрополем. В 1935 году богослужебная деятельность здесь была запрещена, территория отдана колхозу, некрополь сровняли с землей трактора, стоянка которых располагалась на священной земле, а в соборе стали хранить удобрения. Испарения селитры настолько пропитали кладку стен, что до сих пор не удается остановить разрушительные процессы - штукатурка постоянно отслаивается от стен.

Монашеское служение восстановлено в Гремячем с 2008 года в формате женской обители, подворья Малоярославского женского монастыря. И нам удалось испытать всю заботу сестер и матушки-настоятельницы, храни из Господь.

Название селу и монастырю дал целебный источник, шум которого некогда заглушал любой разговор неподалеку от него. Теперь он не столь многоводен и  шумен, но воды дает достаточно для купели. Все наши любители окунаться в источники почти сразу по прибытии отправились туда, а следом - и все остальные, потому что первопроходцы вернулись с восторженными описаниями окресностей и дивных видов. Никто не был разочарован. Слава Богу за все!

Вторник, 8 августа

Возможность поспать до восьми и вкусный завтрак - вот оно, нехитрое бытовое счастье паломника! Но не только этим он бывает сыт: жаждущая знаний душа радостно устремляется навстречу новым экскурсиям.

Матушка Георгия не только рассказала об истории и святынях монастыря, но и одарила нас стихами: она оказалась автором поэмы, посвященной Гремячево. Небольшой дождь не стал препятствием - все слушали с вниманием и благодарностью, тем более, что окружающий пейзаж явился по сути живой иллюстрацией к поэтическому творению матушки Георгии.

После обеда мы отправились на встречу с ребятами из реабилитационного центра, гостящими в Спасо-Преображенском Воротынском монастыре.

Эту возможность пообщаться и поделиться своими творческими свершениями нам предоставила р.Б. Вероника, наша соборянка, которую мы с превеликой радостью вновь увидели и смогли поздравить с днем рождения. Многая и благая Вам лета, дорогая Вероника! Спасибо за Ваш труд!

Состоялся концерт, прозвучали кубанские песни в исполнении творческой студии "Слово", а в ответ ребята читали свои стихи и с заразительным воодушевлением пели.

Нам устроили экскурсию по обители, и мы узнали, что второе название монастыря (Спас-на-Угре) не только географическая привязка. Оказалось, что он был основан в честь знаменитого "Великого стояния на Угре", когда татаро-монгольское иго окончательно было уничтожено на Руси.

Историческое богатство здешнего края отражено и в архитектурной уникальности монастырских храмов, построенных в XVI веке. Один из них (Преображенский) имеет шатровую кровлю вместо привычных куполов, а второй (Введенский) вообще увенчан двумя шатрами - редчайший образец каменного зодчества. В обители собрано множество святынь - древние иконы, мощевики. Мы помолились, сердечно благодаря Господа за радость этого дня.

А еще нас угощали вкуснейшим молоком, сыром и мороженым.

Среда, 9 августа, св. вмч. Пантелеимона

Итак, покидая гостепримную обитель в Гремячево, мы увозили с собой многое: и воспоминания о ребятах из реабилитационного центра, и стихи матушки Георгии, которые кое-кто обещал положить на музыку, и изумительную шоколадную коврижку.

Наш путь лежал в город Орел, но с остановкой в Оптиной пустыни.

Рассказывать о посещении таких знаковых для русского Православия мест довольно трудно: делиться эмоциями - у каждого они будут свои; перечислять святыни - есть и более толковые справочники, чем наш сайт; говорить о сакральном опыте - не следует тем более. Потому просто ограничимся упоминанием того, что пребывание здесь благодатно и познавательно.

Свято-Введенский Орловский женский монастырь расположен в городской черте, потому прогулки по окрестностям не планировались. Вечернее богослужение по средам здесь имеет особенности: совершается молебное пение с чтением акафиста перед чудотворной иконой Божией Матери Балыкинской. После молебна, по старинной благочестивой традиции, икону поднимают на руки, и все проходят под нею с молитвой ко Пресвятой Богородице.

Четверг, 10 августа, Смоленской иконы Пресвятой Богородицы

Нас заранее предупредили, что здесь принято бесплатное размещение паломников с возможностью потрудиться. Разумеется, нами ожидалась работа на кухне, уборка храма, но неделю назад в келейном корпусе произошел пожар, и потребовалась помощь по оттиранию копоти со стен и потолка. Не будем скрывать, что радости особой не было, когда с утра нас поставили перед этой задачей. Но - удивительное дело! - мы все без исключения соскучились по работе и принялись за нее слаженно и весело. Юноты так просто оказались молодцами - самая тяжелая и грязная часть задания, кажется, только раззадорила их. Одолев копоть, они выходили чумазые, обсыпанные известкой до неразличения глаз, ушей и волос, но как настоящие герои шли в душ с улыбкой и без малейшей жалобы)))

Небольшой (170 км) переезд - и мы в Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни, знаменитом мужском монастыре, основанном на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в 1295 году. Назавтра была обещана экскурсия по обители, сразу после литургии;  вечером мы, предоставленные сами себе, гуляли по монастырю и поселку Свобода, где расположен монастырь.

Пятница, 11 августа

Мы действительно счастливчики, ибо щедрость Господа к нам не оскудевает: казалось бы – уж сколько раз бывали некоторые из нас в Курской Коренной, но такой блистательной экскурсии не удостаивались!

Благодарим р.Б. Сергия – это удивительно талантливый рассказчик, повествование которого о здешней истории и чудесах, совершенных по молитвам ко Пресвятой Богородице, просто открыло для нас Курскую землю во всем благодатном многообразии.

Отдельно отметим, что вдохновил наш гид даже о. Сергия, который счел возможным несколько изменить маршрут и заехать в сам город Курск, чтобы посетить места, связанные с детством преп. Серафима Саровского: Сергиево-Казанский собор с его изумительным барочным иконостасом, Свято-Ильинский храм.

Побывали мы и в Знаменском кафедральном соборе, и в Свято-Троицком женском монастыре.

Вечером мы прибыли в п. Холки– нас приняли на ночлег в Свято-Троицком мужском монастыре – единственной действующей пещерной обители  в Белгородской области.

Суббота, 12 августа

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их печально известным походом на половцев в 1185 году (хроника того похода изложена в «Слове о полку Игореве»).  Так история Великой России продолжает сопровождать нас в нашем автопробеге.

Утром мы отправилась на службу: литургию служили в пещерном храме монастыря, возведенном в честь Святой Троицы. Фарфоровый иконостас, лабиринт высеченных в белом известняке ходов, монашеские келии, особые (также выполенные из камня) барельефы-иконы – специфика холковской страницы нашего путешествия надолго запомнится нам.

Вообще, имеющая весьма древнюю историю обитель в 1764 г. по приказу императрицы Екатерины II была упразднена, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла). После значительных археологических раскопок начала ХХ века, по сути вернувших на свет Божий сам монастырь, его храмы и пещерные келии, началась новая страница его истории. Сейчас это и действующий монастырь с братией числом около 20, и современная экскурсионная площадка.

После вкусной трапезы (с блинчиками!))) наш караван выдвинулся к последнему перед возвращением домой пристанищу – Верхнемакеевке, что в Кашарском районе Ростовской области.

Воскресенье, 13 августа

Последний день автопробега начался с участия в Божественной литургии.

А потом была дорога. И километраж ее был нешуточный (около 600 верст), да и путь домой после долгого путешествия всегда кажется излишен долгим…

Что сказать – мы сделали это.