Время отдохновения закончилось, пора отправляться в путь - сегодня нас ждала Троице-Сергиева лавра.

Дорога к Преподобному не обошлась без искушений, но с Божией помощью наш батюшка и р.Б. Николай исправили очередную транспортную поломку. Впрочем, мы не были тому свидетелями, поскольку пассажиров пострадавшего "Фиата" весьма мобильно доставили до Лавры другие автомобили нашего каравана.
Мы не станем рассказывать о времени, проведенном в этой обители - молитвенное общение с преп. Сергием каждому приносит свои плоды, и Лавра у каждого своя. А описание архитектурных красот и перечень святынь монастыря - их можно легко найти в книжке или интернете.
Багаж наш потяжелел: Лавра славится своими книжными, иконными и сувенирными лавками. Отдали мы должное и местным трапезным и чайным.
Из обители преп. Сергия мы отправились к месту упокоения его святых родителей - препп. Кирилла и Марии, в Хотьковский Свято-Покровский монастырь.
Тишина, ухоженность, обилие цветов отличают Хотьково. Все благоукрашено здесь с тем оттенком изящества, который выдает заботливую женскую руку.
Монастырская гостиница, в которой мы разместились на ночь, располагает неоценимым преимуществом для нашей словоохотливой компании. Тарпезная в ней открыта всю ночь, запасы кипятка и чая значительны, столов и стульев хватает на всех, маленькие вкусные печенья в вазочках на каждом столе - в-общем, все, что может способствовать долгой беседе.
В этот вечер отец Сергий говорил не только о нынешней поездке, но и вообще о паломничестве и духовных перспективах, которое оно дает человеку.
Подобные поездки - уникальная возможность побыть наедине с самим собой в течение столь длительного времени, что важно для процесса работы с внутренним человеком. А наш автопробег к тому же является аскетической тренировкой способности каждого к понуждению себя, способности к отказу. Паломническая поездка в этом смысле - методический инструмент для стажания добродетели.
Пребывание в Троице-Сергиевой лавре также стало темой для размышлений после высказанных батюшкой замечаний.
Когда просто подходишь к Лавре, видишь обилие паломников и туристов, то, по словам батюшки, ощущаешь величину и занчимость дела, совершенного преподобным Сергием: как же надо было жить, чтобы осталось такое наследие! Это ярчайшее свидетельство правильности ориентирования на вневременное житие, когда не заботишься о личном, семейном, конкретном счастье - пути временном, не ведущем ко спасению, приносящем плоды на этом свете, не в вечности.
Преп. Сергий в своем подвиге имеет существенное и заметное отличие от других святых в лике преподобных: его молитва была ориентирована на социальное служение, что характерно для святителей. Он радел об общественном интересе, о социуме.
Все заметили, что изменился национальный состав посетителей Лавры. Многочисленность гостей с Востока в православной обители отец Сергий прокомментировал так: меняется система распределения влияния в мире, и те народы, которые имеют общий с нашим тип религиозной составляющей - в смысле ортодоксальности, традиционности - интуитивно вглядываются в нашу культуру, как бы стремясь "прислониться" к могучему плечу.