25-26 июля, Великорецкое

28/07/2017

Длительный перерыв в отчете о нашем автопробеге связан не с ленью многогрешных корреспондентов, а с удивительными для современного технологического мира состоянием отсутствия какой-либо телефонной или интернет-связи.

Господь сподобил нашего батюшку довезти нас до села Великорецкое, известного как конечный пункт Великорецкого крестного хода, который вот уже 625 лет чествует обретение чудотворной иконы святителя Николая перенесением святыни из Кирова к месту обретения.

Однако перед прибытием в Кировскую область мы еще раз прошлись по историческому центру Йошкар-Олы, благо выглянувшее солнце позволило по-новому оценить его красоты.

Григорий, наш экскурсовод, познакомил нас с внешним и внутренним убранством Преображенского собора после того, как наша группа помолилась за Литургией. Искусство марийских мозаичистов каждый из нас смог сравнить с кубанскими образцами - всем памятна установка мозаичной иконы Архангела Михаила на нашем храме.

Посещение Троицкого собора вновь обратило наше внимание к архитектурному разнообразию Йошкар-Олы.

С благодарностью приняв предложенную нам трапезу и попрощавшись, наше многочисленное братство/сестричество разместилось "по матрешкам" и отправилось в путь.

И вновь дорога оказалась не столь благополучной, как привычно предполагали мы: перевернувшаяся фура с прицепом преградила нам путь на два часа. Но Господь милостив: внезапная остановка наградила нас не только пикником на обочине, но и поучительной беседой с отцом Сергием.

Великорецкое

Итак, в конце седьмого дня автопробега (25 июля, вторник) мы прибыли в Великорецкое. Размещение - все в одной с виду небольшой избе. Но раскидавши многочисленные сумки, мы вновь убедились в том, что уместиться с относительным комфортом возможно всегда. Трапеза на свежем воздухе, борьба с комарами, проводимая с переменным успехом, наставления протоиерея Сергия и программа на следующий день - таким был наш вечер. Баня окончательно подготовила ко сну наиболее терпеливых, остальные наверстали упущенное назавтра.

Восьмой день начался достаточно рано, поскольку обещал быть весьма насыщенным. Помолившись за Литургией в храме Спаса Преображения, мы смогли приложиться к списку чудотворной явленной иконы святителя Николая Великорецкого и к совсем недавно проявившемуся на листе железа образу Чудотворца.

О святынях и их истории нам рассказала Ольга Анатольевна, о которой большинство из нас тогда знали только то, что она "принимающая сторона". Мы расстались с ней после отъезда из Великорецкого до вечера, и вот тогда проявился смысл ее служения да и сакральная суть нашего пребывания в этих местах.

Переезд в город Киров, бывшую Вятку, занял около часа. И вот мы уже встречаемся с протоиереем Игорем, настоятелем Царево-Константиновской Знаменской церкви. Он не только рассказал о богатейшей истории своего храма и святынях, хранящихся в нем, но и стал нашим гидом при знакомстве с городом.

Конечно, основным тематическим направлением нашей экскурсии было Православие и его история в Вятке. Однако объемное социальное служение отца Игоря и его широкая эрудиция позволили нам увидеть столицу Кировской области с разных сторон.

Мы посетили Спасо-Преображенский женский монастырь, приложились к мощам преподобномученика Виктора, узнали об истории обители и увидели роскошный сад. Выходя из монастыря на набережную им. Александра Грина, мы совершенно не ожидали, что открывшийся вид сможет поразить наши и без того восхищенные души. Однако произошло именно это, и даже палящее солнце не сразу оторвало нас от созерцания панорамы реки и города. Увидели мы и черные купола древнейшего храма города - белокаменного Успенского кафедрального собора, находящегося в Трифоновом мужском монастыре (собственно подворье этой обители расположено в Великорецком).

Наш провожатый не стал вести нас прямой дорогой к этой - конечной - цели путешествия по Вятке, и по пути туда мы смогли еще увидеть памятник святителю Трифону Вятскому, дом-музей К.Э.Циолковского, городские скульптурные композиции в дымковской стилистике, музей-фабрику мороженого (позже мы его, конечно, попробовали - оно экзотично и вкусно. И с чернилами каракатицы, и царское с ржаным хлебом. Только с сыром, каковое посоветовал отец Игорь, не было). Однако весь легкомысленный настрой приятной прогулки моментально улетучился, когда остановившись перед небольшим стадионом, мы услышали рассказ о страшной трагедии, произошедшей здесь в 1968 году. От взрыва пиротехники во время детской спартакиады погибло 39 человек. Вятичи до сих пор скорбят о погибших.

Но вот и Трифонов монастырь. Мы идем к собору, вид которого издалека уже настроил нас на желание побывать в нем. Запомнились святыни храма: мощи святителя Трифона, к которым мы с молитвой приложились, и древние иконы, историю одной из которых - Спаса Нерукотворного образа - поведал нам отец Игорь.

Однако центральным событием вятской страницы нашего автопробега стала, конечно, встреча с великорецким образом святителя Николая, хранящимся в надвратной Никольской церкви обители.

Уже позже, подводя итог этому эпизоду нашего путешествия, отец Сергий назвал Вятский край уделом святителя Николая, где все живет и работает под его святым покровительством.

Могло бы еще что-либо дополнить такой чудесный и насыщенный день? Какое событие или встреча могли бы затмить столь сильные впечатления? И Господь щедро даровал нам такую встречу.

Мы отправились в деревню Мурыгино в детский дом для умственно-отсталых детей "Родник". Воспитателем и творческим наставником в нем трудится Ольга Анатольевна, и она с ребятами уже ждала нашего приезда.

Здесь устроен домовый храм во имя Архангела Михаила, а необычное расположение алтаря (как бы посередине) Ольга Анатольевна объясняет неоходимостью размещать во время богослужений "колясочников и ползунов". Мы понимаем, что речь идет о наиболее тяжело страдающих детях. А потом начался концерт. И эти дети танцевали для нас. Колясочники. И даже бывшие ползуны.

Наверное, можно попробовать описать увиденное и то, что мы испытали. Но это будет лишь бледное подобие, поскольку, как сказал наш батюшка, здесь нас ждал сам Христос. Скажем только, что все ребята были абсолютно и без преувеличения прекрасны. Какими уродливым стало видиться нам, благополучным, с виду красивым людям наше внутреннее состояние. Прав отец Сергий: это мы калеки и страждущие уроды, пришедшие на встречу с внутренне здоровыми и сильными духом. Слава Господу за такой щедрый урок, за такую искреннюю радость!

Мы аплодировали, подтанцовывали, а наши девочки - творческая студия "Слово" - в ответном творческом подарке жителям и сотрудникам детского дома смогли передать красоту и колорит казачьего края, выразив всю нашу любовь и благодарность Господу.

Храни Господь рабу Божию Ольгу, многая ей лета!

Вечер мы провели в Великорецком, а наутро отправились дальше на север.