Сретенские молодежные встречи в Ставропольском крае:

хроники нашего путешествия

Позади 1500 км…

Уникальная природа Адыгеи и Карачаево-Черкессии: Гузерипль и Архыз,

древние дольмены и Архызский Лик Христа − самое раннее изображение Спаса Нерукотворного на Кавказе, с которых начиналось молодежное мероприятие под названием «Сретенские встречи»,

прошедшее с 16 по 19 февраля 2016 года.

16 февраля

Город Майкоп приятно удивил нас просторностью своих улиц и легкостью, с которой мы – неместные – смогли ориентироваться в нем. Здесь мы посетили Свято-Троицкий кафедральный собор, не такой большой как в Краснодаре, но такой же намоленный и уютный.

«Михаило-Афонская Закубанская пустынь, − резиденция Архангела Михаила, как говорит отец Сергий (Рыбкин), в который раз встретила нас своим благодатным молитвенным духом. Помолились вместе с братией монастыря за Полунощницей. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Поклонившись святыням монастыря, мы двинулись дальше»  (Якимова И.В.)

Погода и температурный режим в этих местах – Адыгее и Архызе – приятно удивили нас. Обычно в такое время здесь холоднее, но в эти дни столбик термометра не опускался ниже 15 градусов тепла…

17 февраля

Нижний Архыз. Лик Христа на скале. Дата возникновения этого изображения остается загадкой. И был ли он вообще написан человеческой рукой?  Но православные считают Лик нерукотворным…

Да, многое здесь изменилось с тех пор, как мы посещали это место в 2010 году. Чтобы поклониться Лику, преодолели 525 ступеней по металлической лестнице. Помолились, пропев краткий молебен. И снова в путь.

В окне автобуса мелькали величавые заснеженные вершины Кавказских гор. Стада коров и овец. Города и селения Карачаево-Черкессии. Мечети. Здесь живут люди другого вероисповедания − мусульманского. Но мы не могли не остановиться и запечатлеть на фото религиозные здания городов Черкесска и Усть-Джегуты. Ведь это тоже наша Великая Россия!

Все же основным местом проведения нашего мероприятия был город Ставропольский край, в столице которого нас уже ждали. Прибыли в Ставрополь в 17:00.        Просторные улицы, но сероватые без архитектурных изысков простые здания. Вообще, создалось впечатление, что здесь люди живут беднее, чем на Кубани.

Немного заблудившись, мы все же добрались до места назначения. Нас встретили руководитель православного молодежного объединения «Соборяне» Юрий Петрович Бартенев и несколько ребят, входящих в актив объединения. Нас, порядком уставших и проголодавшихся, накормили вкусным ужином.

Познакомившись с молодежью местного объединения, мы продолжили общение долгой беседой с о. Сергием. Разговор получился серьезным и дружеским.

А потом нас ждала просто потрясающая прогулка по вечернему Ставрополю.

Нашу группу из 14-ти человек провели по территории Андреевского собора и Ставропольской семинарии.

Далее проехали к центральному парку, откуда с возвышенности открывался завораживающий вид на залитый огнями город. Да к тому же пошел снег. Поднимаешь голову и видишь светящиеся под фонарным столбом и летящие прямо на тебя снежинки – очень красиво!

Еще нас провели к вновь возведенному Казанскому кафедральному собору, где также восстанавливается колокольня, которая первоначально достигала высоты 98 метров!

Мы подробнее узнали о жизни православной молодежи в Ставрополе от нашего экскурсовода Михаила, который является участником молодежного мотообъединения. В храме, куда он ходит молиться, восстанавливают пение знаменным распевом.

18 февраля

На следующий день нашу группу ждали в г. Светлограде, который находится в 85-ти км от Ставрополя. Нас любезно встретил иеромонах Кирилл со своим помощником Николаем.

Первым мы посетили в Светлограде краеведческий музей им. Солодилова. Экспозиция музея в сочетании с интересным рассказом об истории города впечатлила нас. Здесь, в Петровском районе города Светлограда, когда-то селились киевские казаки. Жизнь переселенцев отличалась от местных казачьих общин (терское казачество). Таких людей называли «куркулями». Наделы земли украинцам не давали, так как они не были приписаны к общине.​

Это происходило в течение многих лет, а порой и всей жизни вновь прибывших. Но выживать как-то надо было, приходилось приспосабливаться. Куркули были ремесленниками и виноделами в этих краях. Тут же селились и кубанские казаки, высланные красноармейцами из своих земель и всю жизнь тосковавшие по своей родине − Кубани.

Удивительно и радостно было узнать, что наш экскурсовод − дочь переселенцев именно с Кубани.​

В окрестностях Светлограда есть лечебное соленое озеро. Это такое же озеро, как и в Европе, куда ездят лечиться за большие деньги наши соотечественники;  а у нас в России, как всегда, все это используется не по разуму: нет врачей-специалистов и т. д. Да еще рядом с озером вырыли отстойник пресной воды. Таким образом происходит опреснение этого уникального резервуара природного здоровья.  Жаль…​

В 12:00 в этот же день наша группа посетила Архиерейское монастырское подворье в честь апостолов Петра и Павла. История этого подворья началась с того, что один благочестивый человек решил построить в г. Светлограде на возвышенности часовню в честь первоверховных апостолов. Но правящий архиерей Ставропольской епархии благословил построить храм вместо часовни. Кроме храма на территории возведено здание, где проживает монастырская братия. Планируется в дальнешем построить братский корпус, и подворье станет монастырем.

После экскурсии и чаепития на монастырском подворье мы отправились в местный ДК, чтобы поучаствовать в концерте и молодежных встречах. Здесь же наша группа обменялась контактами с местным творческим казачьим коллективом, который теперь собирается приехать 28−29 марта этого года на наш фестиваль «Благая весть».​

«В Светлограде мы встретили родное, кубанское во взглядах, отношении ко многим бытовым вещам, к жизни, так как здесь много переселенцев с Кубани. И для них, как бальзам на душу, были песни о Кубани, которые наша творческая студия «Слово» исполнила на концерте» (Логвиненко Светлана).​

Очень насыщенной и ожидаемо интересной оказалась для нас программа в г. Светлограде.

Познавательную экскурсию провел о. Кирилл в Свято-Никольском соборе и старой Покровской церкви.

А еще мы узнали, что название городу − Светлоград − дали  летчики, поскольку в этом месте солнечных дней в году больше, чем пасмурных. И у нас нет никаких оснований не верить этой легенде, ведь солнышко сопровождало нас постоянно!..

Уставшие, но довольные мы вернулись на место ночевки – общежитие казачьего колледжа в городе Михайловске (пригород Ставрополя).

19 февраля

Но на этом не закончились Сретенские молодежные встречи. В последний день наша группа отправилась в село Подлужное. Нас снова встретил Юрий Петрович Бартенев. Он познакомил нашу группу с экскурсоводом – директором местного музея Надеждой Ивановной Толстиковой. Она является потомком переселенцев из Рязанской губернии. Внешность ее характерна для людей из Рязани – продолговатое овальное лицо, прямой нос, высоко расположенные над глазами брови и даже головной убор: стилизованный под старинный завернутый на голове платок.

Из ее рассказа мы узнали, что Ставрополье − место, где проживают потомки переселенцев всех народов бывших союзных республик и даже европейцев. И это очень остро ощущается.

Надежда Ивановна очень увлеченно рассказывала о природе вблизи хутора Красная Балка. Само слово «балка» означает низина.

А какое, по словам Надежды Ивановны, здесь разнообразие трав и цветов! На склонах холмов, начиная с весны и до самой осени, цветут дикие лилии, тюльпаны, ирисы, даже орхидеи! А летом в этих местах растет земляника.

Даже в зимние дни нашего пребывания этой внимательной женщине удалось найти и сорвать в подарок для нас подснежники и крокусы. Еще наш заботливый гид преподнесла нам и несколько мешочков с ароматными травами.

«Запоминающейся стала поездка в хутор Красная Балка, на дно древнего Сарматского моря.​

Берега этого моря − теперь возвышающиеся над селением холмы. Мы прошли здесь, в этих местах, напоенных родниковыми водами. Да! Здесь много родников. Еще мы видели на склонах холмов скальные изображения женщины и скифа, а также Чапаева. И, самое главное, наскальное изображение Распятия Господа Иисуса Христа, время появления которого не знает никто. Напоминает Архыз, где есть изображение Лика…» (Светлана Логвиненко).

Еще по пути в Красную Балку мы проехали мимо полей, где уже тысячи лет находятся древние курганы. Местные жители называют их «половецкими».

По программе наша группа побывала на усадьбе семейно-молодежного центра «Православный Кавказ». На территории усадьбы пока еще нет храма, но планируется его построить в честь Владимирской иконы Божией Матери. А пока только лишь установили Поклонный Крест, выкупили два ветхих дома. Мимо одного из них течет чистейший родник… Бог в помощь людям, совершающим это нелегкое дело!

Последней точкой нашего пребывания в Ставропольском крае стал храм в честь святителя Николая в селе Московское. Храм воздвигнут в 1843 году. Снести его в годы советской власти так и не удалось, поскольку в строительный раствор добавляли яичный белок, делающий кирпичную кладку необычайно прочной. Здесь остались с момента постройки и освящения деревянный пол и иконостасы правого и левого приделов, а центральный заменен.

Кстати, приделы освящены: главный – в честь святителя Николая, правый − в честь великомученика Пантелеимона, а левый – в честь Казанской иконы Богородицы! Это созвучно с устройством нашего храмового комплекса в Трудобеликовском.

«Запомнилось в Свято-Никольском храме старое паникадило, самодельное. Составлено оно из подручных материалов: остов – из самоваров, ответвления – из алюминиевых и стеклянных розеток для варенья, вместо лампочек – лампадки, «живой» огонек» (Светлана Логвиненко).

После долгих знакомств и беседы с прихожанами этого храма, мы отправились в обратный путь, домой, на Кубань. Много еще неизведанного осталось для нас в этих краях, со многими новыми друзьями мы хотим встретиться вновь, многим святыням поклониться еще раз...

Мы надеемся на новые открытия на ставропольской земле в будущем!..

Хотелось бы поделиться впечатлениями участников этой поездки

«Больше всего на меня произвел впечатление Архыз, хотя я там была уже не в первый раз. Широта просторов и величие скалистых снежных вершин благодатно повлияли на мою душу и сердце, воцарив во мне умиротворение. Архыз для меня интересен тем, что на скале есть изображение Лика Христа, к которому нужно преодолеть большое количество ступеней. По моему мнению, длинная лестница символична, так как по ней трудно подниматься, как и по духовной лестнице к Богу… Ну а потом был вечерний Ставрополь с главными площадями и старинными красивыми храмами. Было холодно, но настроение совсем не испортилось, а, наоборот, стало радостней, когда вдобавок ко всему происходящему пошел снег».

Зюзина Елена, 27 лет

«Не оставила никого равнодушным природа Ставропольского края с курганами и родниками, холмами и пещерами, которые находятся на месте бывшего Сарматского моря. Поразило гостеприимство и приветливое отношение местных жителей. Покуда есть такие люди, величавые храмы, непередаваемый колорит природы, − где бы мы ни были – это наша Великая Россия, которой мы дорожим, возрождаем традиции и Православную веру».

Якимова И.В., представитель Тамбовского региона

ДПО «Архангельский собор»

«В поездке понравилось все: красивая природа Адыгеи, Карачаево-Черкессии и Ставрополя. Из окна нашего автобуса были видны заснеженные горы и горные реки. Посетили много храмов. Увидели Архызский Лик Христа.

Ставропольский край отличается от Краснодарского своей холмистой местностью.

Были на месте древнего Сарматского моря. Там уже начинают пробиваться первые цветы, а летом там море цветов и трав. Встречали нас гостеприимно.